Теория эволюции и религия
Меню сайта

Статьи

Наша сеть

Главная » Статьи » Эволюционные альтернативы дарвинизма

Попов И.Ю. Концепции направленной эволюции (ортогенез) (окончание)

     18. Франкфуртская теория

Как ни странно, ещё одна "новая" концепция в духе ортогенеза появилась в Германии – "Фанкфуртская теория эволюции" или "Франкфурсткая конструкционная теория" (есть и ещё несколько синонимичных наименований). Несмотря на то что в Германии идея направленной эволюции имеет особенно давнюю традицию, авторы франкфуртской теории посчитали за лучшее заявить о ней заново, полностью игнорируя предшественников. Почти все их работы начинаются с утверждения о том, что с 1970-х годов в Научно-исследовательском институте Зенкенберга усиленно развивается новое представление об эволюции. Дарвинизм называется не иначе как отмирающей или устаревшей теорией, которую авторы, наконец-то сумели опровергнуть (Gutmann & Weingarten, 1994; Gutmann, 1994, 1996, 1997 и др.). Основной тезис франкфуртской школы состоит в следующем: эволюция – внутренне направленный процесс, который не мог проистекать другим путём, все её возможные пути реализуются. Но, к сожалению, (по крайней мере, в значительной части публикаций) они даже не пытаются обосновать это утверждение. Вместо этого читателю объясняется, как с новой "правильной" позиции следует рассматривать факты биологии.

 

19. "Эволюция без отбора" или "автоэволюция" А. Лима де Фариа.

Труды франкфуртских мыслителей во многом напоминают работы шведского цитогенетика А. Лима де Фариа (A. Lima de Faria), который опять создал заново свой и "новый" вариант концепции направленной эволюции. Его основные мысли заключались в следующем: случайных изменений нет, естественного отбора нет, теории эволюции никогда не было и нет, всё живое и неживое развивается по одним и тем же закономерностям. Общность законов строения всего живого и неживого Лима де Фариа назвал "периодичностью", отметив, что это явление установлено недавно, и информации о его механизме ещё не имеется (см. Lima de Faria, 1995). На всякий случай напомним, что ещё в 1906 г. была издана работа В. М. Шимкевича "О периодичности в системе пантопод" (Schimkevich, 1906). "Периодические системы в биологии" обсуждались достаточно активно в 1920-е годы и позднее (см. Popov, 2002). То, что немало классиков биологии бились над этой проблемой на протяжении уже по крайней мере ста лет просто осталось неизвестным этому автору.

Концепция А. Лима де Фариа изложена в своеобразной манере. Она представляют собой ряд категоричных заявлений. Например, идея периодичности излагается примерно так: 1. бегемоты родственны свиньям; 2. плаценты есть у растений, рыб, беспозвоночных, млекопитающих; 3. полёт есть у насекомых, птиц и млекопитающих; 4. снежинка похожа на радиолярию и т. д. Лима де Фариа не поленился собрать воедино огромное множество известных любому нормальному биологу фактов. И без всякой скромности заявил, что первым обратил на них внимание.

Кроме установления "периодичности" Лима де Фариа приписал себе заслугу установления ещё одного явления - автоэволюции.  Он заметил, что не любит вводить новые термины, но в данной ситуации ему пришлось это сделать. Принципы "автоэволюционизма" похожи на все принципы, высказанные сторонниками ортогенеза, но их гораздо больше - 56. Среди них есть относительно "нормальные", как, например, № 11: "Вся изменчивость упорядочена, поскольку она ограничивается пределами, допускаемыми изначальным закреплением. Упорядоченность возникает только из упорядоченности"  (Лима де Фариа, 1991. С. 353), а есть и такие (№ 47): "Оленя можно превратить в кита с помощью химических манипуляций и относительно быстрых событий. Как показывает клонирование и гибридизация ДНК, киты и тюлени, произошли не от рыб, а от наземных млекопитающих – оленя и норки соответственно. Тюлени используют при нырянии тот же химический механизм против асфиксии, что и младенцы при длительных родах" (Лима де Фариа, 1991. С. 360). Похоже, что автор был в полной уверенности, что киты произошли от рыб, и только современные данные генетики убедили его в ошибочности этого мнения. Такое откровение настолько его потрясло, что сообщение о нём пришлось включить в постулаты теории.
 

Заключение

Итак, имеется, по крайней мере, около 20 концепций, в которых идея направленной эволюции была центральной. Наиболее заметное изменение в их истории касается проблемы прямого действия среды и упражнений. В некоторых ранних теориях XIX в. – Э. Копа, Т. Эймера – идея внутренне предопределённой эволюции сочеталась с учением об упражнениях или с утверждением прямого действия среды на эволюционные изменения, то есть с представлениями, которые обычно считаются "ламаркизмом". Но этот "ламаркизм" был не всегда последовательным и ещё в то время отрицался авторами других концепций направленной эволюции – К. Нэгели, А. Кёлликером. В дальнейшем в аналогичных трудах прямое влияние среды и действие упражнений или отрицались, или им не придавалось решающего значения. В конце концов, от них отказались полностью: в современных вариантах концепции направленной эволюции о "ламаркизме" уже не вспоминают. Другими "анахронизмами" являются утверждение "целестремительности" К. Э. фон Бэром или отсутствия дивергенции Х. Пржибрамом, но подобные представления были скорее исключениями ещё в начале истории ортогенеза.

Каждая из концепций направленной эволюции имеет специфические черты. Различия между ними часто касаются области их применения. Одни  авторы стремились к общей характеристике эволюции или теоретической биологии вообще, другие касались только отдельных аспектов эволюции или направленности эволюции (биохимическая эволюция, "старение" таксонов и др.). Различия по поводу общих проблем, которые ставятся или ставились в эволюционной биологии, также имеются среди них. Одни авторы были склонны свести эволюционную теорию к философским проблемам, другие, напротив – к физическим и химическим законам. В одних концепциях утверждался сальтационный характер эволюции, в других – градуальный или же вопрос о градуализме-сальтационизме вовсе не рассматривался. Одни концепции были близки к вейсманизму, другие – к ламаркизму. Все эти противопоставления, безусловно, важны в эволюционной биологии, но в контексте истории ортогенеза они представляются скорее расхождениями по отдельным аспектам проблемы направленности, и все указанные концепции кажутся скорее вариациями одной идеи, чем многообразием различных теорий. В любом случае, заявлений о новых теориях и введений новых терминов в этой области явно больше, чем достаточно. Это, возможно, было отчасти оправдано или объяснимо в XIX в. и в первой трети ХХ в., но не имело никаких оснований на протяжении новейшей истории эволюционной биологии.  



Источник: http://macroevolution.narod.ru/
Категория: Эволюционные альтернативы дарвинизма | Добавил: Elena (10.08.2009)
Просмотров: 1121
Поиск

Рассылка о религии
Нажать, чтоб подписаться Рассылка 'Человек и религия в современном мире'

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта


Copyright Елена Преображенская © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz